Ускорение жизненного цикла инноваций в научно-технической сфере связывают с применением цифровых технологий, в ходе использования которых получают объемное видение с помощью 3D-моделирования и прототипирования.

   В графике стадий движения средств в ходе инновационного цикла  «НИР – НИОКР – прототип – опытное производство – серийное производство» прототипирование располагается в так называемой «долине смерти», когда   государство и благотворительные фонды уже перестают поддерживать проект из-за  приобретения им коммерческой направленности, а бизнес считает риски еще очень большими. К сожалению, на этой стадии гибнет большинство стартовавших проектов. 

   Ведущие компании реальных секторов экономики разных стран  пытаются решить эту проблему уже не одно десятилетие. Однако скорость движения по пути научно-технического прогресса, естественно, очень разная. В BMW, например, уже дошли до литься устройств и приспособлений, которые применяются во время сборки и испытаний,    c помощью ABS  c использованием моделирования наплавки (технологии FDM) вместо традиционного алюминия с полиамидом из-за более легкого веса (деталь изготавливается с внутренней матрицей и пустотами) и эргономичной формы.  В итоге из-за сокращения сроков и используемого материала существенно ускоряется процесс изготовления детали по техническим требованиям заказчика. При этом окончательный вариант после проведения испытания на прочность дает параметры, достаточные для выполнения деталью функции.  В России промышленные компании в основном дошли до разработки твердотельной 3D модели, с помощью которой существенно сокращается этап проектирования и минимизируются возможные погрешности и отклонения.   В то же время приходит понимание того, что с помощью метода сквозного трехмерного проектирования и технологий быстрого прототипирования сокращаются сроки и стоимость изготовления детали.  

   В МИИТе сложились давние образовательные традиции  по работе с объемным изображением. Так, в учебном плане  подготовки инженера-строителя в дореволюционный и советский (до 1950-х гг.)   период предусматривались дисциплины, развивающие объемное видение, в их числе «Рисование» и Строительное искусство». Отдельный курс был посвящен изучению инструментов и приборов для «простейшего» экспериментирования.  С середины 1970-х гг. МИИТ находился в первых рядах движения «Научно-техническое творчество молодежи». В институте для студентов младших курсов создавались кружки моделирования и изобретательства, что на старших курсах позволяло им включаться в студенческое научное движение и успешно заниматься в дальнейшем инженерной и научной деятельностью.

   К сожалению, с начала 1990-х гг.  и по настоящее время развитие у студентов МИИТ интереса к  научно-техническому творчеству  не носит массового характера. В образовательных программах подготовки инженеров для железнодорожного транспорта упущена также такая дисциплина, как «Промышленный дизайн». С начала XXI в. эта проблема     частично  решается в университете за счет получения студентами в основном технических специальностей дополнительной опции по программе  «Дизайн транспортных объектов» на коммерческой основе. Но таких студентов немного.

   Современное инженерное образование трудно себе представить без программных продуктов и высокотехнологичного оборудования с использованием  цифровых технологий. Поэтому на некоторых инженерных кафедрах университета уже ввели учебные дисциплины по  3D моделированию. Тем ни менее, коллективно задуматься о том, что можно  обучать студентов и аспирантов университета, да еще и преподавателю в рамках выполнения НИОКР на хозрасчетной основе подготовить прототип  в Центре коллективного пользования пока не удавалось.

   ООО «Центр консалтинга в инновационной сфере» (ООО «ЦКвИС»), учрежденное университетом в конце 2010 г. в соответствии с ФЗ от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ,  имеет двухлетний опыт работы со студентами, выигравшими гранты  по программе «УМНИК», в качестве управляющей компании. В ноябре 2013 г. ООО «ЦКвИС» подало заявку в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства  Правительства Москвы на конкурс по выделению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание центров молодежного инновационного творчества по 3D моделированию и прототипированию.

   По результатам конкурса  в 2013 г. ООО «ЦКвИС» в числе восьми компаний Москвы получило субсидию на приобретение программных продуктов и высокотехнологичного оборудования по заявкам ведущих инженерных кафедр ИТТСУ, ИПСС и ИУИТ для Центра развивающих технологий по моделированию и прототипированию транспортных объектов и градостроительства. В конце 2013 г. 35 преподавателей, студентов и аспирантов этих инженерных кафедр прошли обучение  3D моделированию и прототипированию в центрах молодежного инновационного творчества Москвы, созданных по аналогичной программе Правительства Москвы годом ранее.

   Оборудование будет размещено на площади, арендуемой ООО «ЦКвИС», в непосредственной близости от МИИТ.  Целевая аудитория Центра развивающих технологий – школьники средних и старших курсов школ СВАО,  имеющих договора с МИИТ по профориентации; студенты старших курсов, магистратуры и аспирантуры; преподаватели и научные сотрудники университета; предприятия транспорта и транспортного машиностроения, которые будут обслуживаться по установленному графику.   Услуги школьникам и студентам будут оказываться бесплатно. Вместе с тем,   оборудование для работы по прикладным НИОКР будет предоставляться преподавателям и научным сотрудникам, а бизнесу на коммерческой основе.